ЕВРОАЗИАТСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ

Ректор семинарии вошел в комиссию при Президентском совете

Выбери интересную

программу

Отправь документы

для поступления

оплати

 обучение

приступи к

обучению

15 апреля 2021 года состоялось заседание Комиссии по теологии, религиозному и духовно-нравственному образованию Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Одним из членов этой комиссии является ректор Евроазиатской богословской семинарии Алексей Горбачев. После первого заседания Комиссии он дал комментарии для пресс-службы РОСХВЕ о своём понимании роли комиссии, отметив, что протестантам есть чем поделиться в сфере теологии и воспитания нравственности:

 

Первое заседание комиссии стало для меня в первую очередь знакомством с тем, как комиссия по теологии работает, кто в неё входит и какие задачи перед ней стоят. История введения теологии как дисциплины в российское научно-образовательное пространство уже достаточно долгая. Она сопряжена и с введением в школьное образование предметов, призванных формировать знакомство школьников с традиционными для нашей страны религиями и с этикой. При этом надо осознавать, что перед теологией и ОРКСЭ ставится очень сложная задача - формирование мировоззрения и духовно-нравственных оснований следующих поколений наших сограждан. Попытка решать эти задачи «в лоб» административным ресурсом не приведёт к позитивным долгосрочным результатам. Народ в нашей стране за многие века научился напоказ выдавать правильные ответы и при этом не доверять и не следовать «правильным словам», которые не подтверждены делами.

 

Очень хочется надеяться, что работа данной комиссии, в которую вошли и представители научно-образовательного сообщества, и руководители разных государственных структур, и представители традиционных религиозных конфессий, включая протестантов, поможет нашему обществу развивать теологию не как идеологическую замену марксизма-ленинизма и находить более тонкие и действенные решения по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Хочется верить, что данная площадка создаст возможности для включения представителей протестантских традиций в обсуждение указанных вопросов, а нам есть что принести в это общение, особенно помня, какую роль протестантская этика труда сыграла в развитии современной технологической цивилизации.

 

Если говорить более конкретно, то я бы выделил два основных аспекта, которые протестанты могут внести в теологический и воспитательный дискурс в России. Во-первых, протестантизм очень практичен в вопросах обоснования хозяйственной деятельности человека, ушедшего от ведения натурального хозяйства к более сложным формам экономических взаимоотношений. В ситуации экономических и технологических вызовов, стоящих перед нашей страной, стоит обратиться к историческому опыту двух российских религиозных традиций, особым образом поддерживающих достоинство труда и предпринимательства. Такими традициями являются старообрядцы и протестанты. Во-вторых, национальный теологический дискурс может быть обогащен многообразием теологической мысли, возникшей в эпохи модерна и постмодерна в протестантизме. Позиционирование теологии в нашей стране как научной дисциплины, связанной с разными религиозными традициями, потенциально создаёт уникальную возможность диалога разных теологических точек зрения, что почти невозможно на конфессиональных площадках.

 

Не будем забывать, что именно в протестантских странах происходили все технологические революции, так изменившие мир в новое и новейшее время. А в Российской империи обрусевшие протестанты из Европы очень много сделали для технологического догоняющего рывка, который был инициирован Петром I. Сегодня принято научное и инженерное развитие рассматривать в отрыве от развития религиозных идей. В ХХ веке господствовали тенденции секуляризации, но XXI век показывает, что религиозные основания мировоззрения востребованы, а разные кризисы, с которыми столкнулась концепция непрерывного развития, требуют смотреть на будущее мира не только через линзы научного мировоззрения. Наука и технологии дали человечеству много доброго, но создали и много новых проблем. Я верю, что именно в диалоге научной, деятельностной и теологической парадигм можно найти ответы на сложные цивилизационные вызовы. Теологии для этого, конечно, стоит по-настоящему повернуться лицом к современности, ведь предметом теологии является не только вечное и историчное. Теология призвана осмысливать вызовы, перед которыми оказалось современное человечество. Осмелюсь утверждать, что ни у одной из религиозных традиций нет сегодня всех ответов на вопросы человека информационной эпохи. Технологический уклад снова меняется, мир вошёл в период экономической и политической нестабильности. И в это время особенно важно опереться на духовные ценности, проверенные веками и тысячелетиями, но нужно отличать фундаментальные ценности от культурных форм их воплощения, связанных с той или иной эпохой. При выстраивании духовно-нравственного воспитания современного поколения необходимо искать новые культурные формы, соответствующие сложному технологическому и информационному укладу современной жизни. Ведь даже многие ответы образца XX века уже видятся устаревшими.

 

Второй аспект, о котором протестанты могут много чего сказать, чрезвычайно значим практически. Последние 10 лет в евангельских общинах нашей страны стала активно подниматься тема теологии труда. В протестантизме она важна давно, и если раскрыть эту тему, то получается содержательный разговор про духовные основания профессионализма, духовные основания труда и деятельности вообще, и в том числе деятельности предпринимательской. В современном российском контексте, и конкретно в контексте подготовки специалистов разных профилей в системе высшего и среднего профессионального образования эта тема видится чрезвычайно важной. Профессиональные компетенции без соответствующей этики не позволяют создавать конкурентоспособных продуктов и выстраивать сложные и надежно работающие системы разделения труда. Этика же не насаждается сама по себе, она является производной от онтологии. Этика в культуре – это закреплённые через мировоззрение способы действования. Духовно-нравственное воспитание, стремящееся приобщить человека к ответственному действию на общее благо, должно опираться на картину мира, подчёркивающую ценность и значимость различных видов деятельности. В восточно-христианской традиции больше акцентируется созерцательный аспект духовности, а труд как послушание видится инструментом воспитания характера. Эти аспекты духовности важны, но труд и предпринимательство сами по себе могут рассматриваться как духовная миссия, а профессия как духовное призвание. Сбалансированность разных аспектов духовности очень важна, и хотелось бы иметь возможность эти темы поднимать на различных площадках теологических дискуссий, а также в рамках дискурса о религиозном и духовно-нравственном компонентах образования.

 

В поиске онтологических оснований для профессиональной и предпринимательской деятельности как христиане мы обращаемся к Священному Писанию. В первых главах самой первой книги Библии об этом есть очень конкретное повеление человеку, которое называют «Адамов наказ», «Адамово поручение» или «культурный наказ» (слово культура берётся в смысле окультуривания или культивирования). Творец поручил человеку заботу о Земле и управление ею. Хорошо управлять значит заботиться, возделывать и хранить. Исходя из таких теологических оснований возможно говорить и о духовности труда, и об экологической ответственности. Одна из задач современных теологов – перевести этот Адамов наказ из метафоры традиционного уклада в ситуацию труда в сложных технологических цепочках и глубокой СРТ.  Многие гуманитарии, естественно-научники и инженеры воспринимают теологию как совершенно далекую от современности дисциплину. Я считаю, что это вовсе не так.  Теология может очень много важного сказать о современных вызовах, с которыми человеческое общество столкнулось при очередной смене технологических укладов.

 

Теологии важно не просто критиковать негативные последствия технократического пути развития и потребительскую культуру. Важно, чтобы теология фокусировалась не только на осмыслении прошлого и на эсхатологическом будущем. Теологии стоит искать в современных достижениях науки и техники Божий замысел. Технологическому и информационному миру нужно теологическое оправдание. Оправдание не как одобрение, а как отделение благого и богоугодного от злоупотреблений и нецелевого использования. Через теологическую призму можно вообще не видеть мир науки и техники, можно в технологиях видеть только признаки апокалипсиса, но можно, вслед за отцом Павлом Флоренским, великим отечественным философом, богословом и инженером, задаваться очень теологически-значимым вопросом – какую роль в замысле Творца о мире играют техника и технологии. Творение как вторая книга откровения, вторая и третья природы (технологическая и информационная) ждут теологических исследований, которые дадут твёрдые духовно-нравственные основания для воспитания современного человека.

 

Источник: сайт РОСХВЕ(п).

 

Поступи

в Семинарию

прямо сейчас

«протестантам есть чем поделиться

в сфере теологии и воспитания нравственности»

© 2022 Религиозная организация - духовная образовательная организация дополнительного профессионального образования христиан веры евангельской (пятидесятников) Евроазиатская богословская семинария